Сегодня рынок парфюмерии предлагает несколько тысяч наименований своей продукции, среди которых духи, туалетная вода, парфюмированная вода, дезодоранты и пр. А сколько названий сможет перечислить простой потребитель? Десять, двадцать, пятьдесят, сто? И в основном среди них будут именитые дорогие марки, многие из которых уже давно «на слуху». А между тем, большую часть рынка, как парфюмерии, так и косметики, занимают массовые продукты
Специалисты называют
массовой продукцией все, что не относится к селективной. Селективная
парфюмерия, она же элитная, она же класса «люкс», имеет очень четкие критерии,
которые отличают ее от остальных ароматов. В первую очередь, за элитной парфюмерией стоит марка, у
которой есть история, легенда, прочно связывающая ее с миром роскоши, высокой
моды, дорогих аксессуаров. Уже одно ее имя, за которое потребители готовы
платить, может быть гарантией продаж. Для поддержания роскошного имиджа фирмы
вкладывают огромные средства в исследования, разработку, качество и продвижение
продукции.
Селективные
марки закладывают огромные рекламные бюджеты на продвижение своей продукции (от
8 до 15% оборота).
В массовой парфюмерии рекламные бюджеты минимальны (максимум 5-7%).
Во-первых, у этих продуктов основной критерий – невысокая цена, а во-вторых, из
сотен наименований выбрать несколько для рекламы очень сложно.
С помощью красивых
легенд, рекламы вокруг элитной парфюмерии создается аура роскошного товара, что
позволяет удерживать цены на нее на высоком уровне. В среднем 25-50 долларов за
50 мл и выше. Кроме того, в элитной парфюмерии один аромат выходит в объемах
25, 30, 50, 100 мл, и, как правило, в дополнение выпускается банная линия.
Парфюмерия для массовой аудитории чаще всего производится только в одном объеме
– 100 мл и может продаваться как угодно и где угодно. «Селективная парфюмерия
базируется на розничных продажах, массовая – на оптовых, – говорит директор
компании
Brocard
Parfums
Давид Тетруашвили.
– При этом чем дороже продукт, тем более маркетинг направлен на розницу, тем
дальше его «провожает» дистрибутор вплоть до продажи конкретному человеку. Чем
дешевле вещь, тем меньше поставщика волнует ее путь до конечного потребителя».
Ситуация на рынке селективной парфюмерии постоянно
находится на виду. С массовой парфюмерией дела обстоят совсем не так.
Производитель отправляет ее в «свободное плавание». В отсутствие рекламы и
консультантов ее судьбу решает потребитель, руководствуясь только собственным
вкусом.
За
последние годы уровень потребления парфюмерии «масс-маркет»практически не
изменился. Конечно, в первую очередь это связано с невысокими доходами большей
части населения. Но это далеко не единственная причина. «Существует устоявшееся
мнение, что для ежедневного использования предпочтителен «масс-маркет» – он
востребован и у среднего слоя потребителей, которые могут позволить себе купить
дорогие вещи», – говорит Сергей Нерушай. Большинство потребителей из
практических соображений используют массовую парфюмерию на каждый день, а на
вечер выбирают дорогие ароматы марок «люкс».
Основные поставщики
массовой парфюмерии остались теми же, что и несколько лет назад. При этом
лидируют французские фабрики, намного перегнав польских, арабских и других
производителей.
В первой десятке фабрик
– Parfumerie Corania, Evaflor, Parour, Jeanne Arthes, Emporium Cosmetics, Remy
Marquis, Parisis, Yves de Sistelle, Paris-Elysees ,Dina cosmetics,Blue.Up;
Из огромного ассортимента рынка «масс-маркет» со временем
выделяются бестселлеры – парфюмерия, которая стабильно продается и пользуется
спросом в течение нескольких лет. Часто эти продукты, как их собратья из
селективной парфюмерии, вместе с популярностью приобретают флаконы разных
объемов, пары или что-нибудь из банной линии. «У нас бестселлерами были и
остаются
Parfum
D
’
Or
,
Cigar
,
L
’
Adieu
Aux
Armes
, – говорит Давид
Тетруашвили. – Что касается совсем дешевых вещей, то среди них бестселлеры
меняются с бешеной скоростью и быстро отживают свой век».